А
А
А

Основная сцена

Ломоносовский проспект, 17
+7 495 930-70-49

Малая сцена

Кооперативная 4, стр. 15
+7 499 245-62-84
Версия для слабовидящих
Купить билет

НОВЫЙ «ДОК.ТОР»

Источник: Электронный литературный журнал «Лиterraтура»
Ссылка на публикацию: Женя Декина. НОВЫЙ «ДОК. ТОР»
Редактор: Ольга Девш


1 февраля на малой сцене театра им. Армена Джигарханяна состоялась премьера спектакля «Док.Тор» по пьесе Елены Исаевой.

Эскиз этого спектакля был отобран Художественным советом театра по результатам режиссерской лаборатории «Русская драматургия в постановке молодых режиссеров», которая прошла 2 и 3 октября 2019 года на малой сцене театра. Эту лабораторию театр проводил впервые. Она была приурочена ко дню рождения художественного руководителя, Народного артиста СССР Армена Джигарханяна. Изначально на лабораторию было подано больше 50 заявок, из которых профессиональное жюри, включавшее не только режиссеров, но и театральных критиков,  отобрали всего 4. Молодые режиссеры представили 4 эскиза спектаклей с участием актёров театра.

Победителем стала Евгения Таныгина, которая и поставила этот спектакль. Ей помогали художник Михаил Жигульский и режиссёр по пластике Доржи Галсанов. Главные роли исполнили Александр Багрянцев, Станислав Буров и Надежда Филиппова. Собственно, других актеров в спектакле нет, но это и не нужно. Основной акцент здесь сделан на документальное звучащее слово, оформленное прекрасным драматургом Еленой Исаевой в пьесу.

Это очень известная пьеса – в 2005 году Владимир Панков поставил ее в Театре.doc, и она быстро стала одним из его эталонных манифестов. В ней рассказываются невыдуманные истории из практики врача-хирурга, выживающего в сложных больничных условиях. Через, казалось бы, простой рассказ об операциях, нищенском бессилии, вопиющей антисанитарии, операциях без наркоза и инструментов, докторском алкоголизме и попытках спасти жизнь, поднимается очень много волнующих тем. Это и пресловутая теория малых дел и героизм ежедневного подвига, и провокационные вопросы к Богу. Ни одного политического лозунга, ни одного обвинения, но зрителя охватывает жгучее чувство стыда и вместе с тем, отчаянного патриотизма.

Автор говорит со зрителем с очень близкой дистанции, ты осознаешь, что живешь рядом с героями, восхищаешься простыми тружениками, которые вопреки всему продолжают спасать жизни.
Панков наряжал зрителей в больничные халаты, использовал медицинский реквизит, чтобы еще сильнее сократить дистанцию. Евгения Таныгина решает пространство сцены более сдержано, но активно использует в звуковом оформлении современный русский рок. Это те песни, которые мы с вами слушаем, встречаясь с друзьями, поем в машине. И у каждого из нас есть такой вот знакомый хирург, с которым мы любим поговорить по душам, и который рассказывает свои такие же байки.

Но только когда они звучат со сцены, они воспринимаются как нечто глобальное, объединяющее всех перед лицом общей беды. Этот поразительный эффект личной сопричастности не отпускает весь спектакль. Пронимает до слез и детской веры в реальность происходящего, хочется подойти и завести разговор, поддержать хоть как-то.

Александр Багрянцев, исполняющий главную роль доктора Андрея, справляется блистательно. Он сдержан, прост и открыт, и это именно то, что нужно для такой сложной роли. Любой наигрыш здесь разрушит ткань. Станислав Буров и Надежда Филиппова исполняющие все остальные роли, замечательно дополняют ансамбль.

Хореографическая часть спектакля местами пока выглядит все-таки слишком символически усложненной – все оправдано, и бунт против цинизма, и попытка героя «засуетить» свою боль, но все же темп в некоторых местах сбивается и сложные хореографические номера с каталками кажутся излишне цирковыми. Впрочем, это придирки, к тому же перед нами премьера, которая еще выровняется.      

Будем с нетерпением ждать от молодого талантливого режиссера новых, таких же пронзительных и трогательных работ.

Эта постановка, несомненно состоялась и посмотреть ее нужно всем. Невозможно забыть, о том, как санитаров в больнице нет, поэтому носилки приходится тащить хирургу и анестезиологу, или о том, как пьяного мужика переехал трактор и хирургу надо «формировать культю» из остатка ноги, а пила в операционной ржавая, и много чего еще.

Елена Исаева, назвавшая пьесу «Записки провинциального врача», не скрывает ее внутренней связи с прозой Михаила Булгакова. Ничего, как замечает сам главный герой, с того момента, к сожалению, не изменилось. Такие вот у нас, увы, вечные темы. 

Другие события