А
А
А

Основная сцена

Ломоносовский проспект, 17
+7 495 930-70-49

Малая сцена

Кооперативная 4, стр. 15
+7 499 245-62-84
Версия для слабовидящих
Купить билет

Премьера «На всякого мудреца довольно простоты»

Источник: Электронный литературный журнал «Лиterraтура»
Ссылка: http://literratura.org/criticism/3565-zhenya-dekina-na-vsyakogo-mudreca-dovolno-prostoty.html

8 ноября на основной сцене Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна прошла премьера спектакля.

Всеми любимую комедию Александра Островского ставили бесчисленное количество раз – как в России, так и за рубежом. Даже Станиславский в своё время исполнял роль Крутицкого.  Островский блистательно выстроил драматургию – перед нами путь подлеца и интригана Егора Дмитриевича Глумова, который пользуясь чужими пороками, пытается получше устроиться. Это всегда интересно – следить за интригами и тонким психологическим подходом к человеку.

Кроме того, автор показывает нам и косных реакционеров Крутицкого с Мамаевым, и самовлюблённого Городулина, и продажного писаку Голутвина, и вдову Турусину, изображающую из себя благочестивую даму. Казалось бы, об этом говорится уже не первый раз, но пьеса, к сожалению, остаётся актуальной – все персонажи узнаваемы и остро современны. 

Конечно, при такой истории, браться за постановку пьесы – дело смелое и чрезвычайно опасное. Зритель непременно начнёт сравнивать с тем, что уже видел. Сергей Виноградов, режиссёр-постановщик Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна не побоялся принять такой вызов, и, на мой взгляд, с постановкой успешно справился. Премьера состоялась 8 ноября и прошла с большим успехом.

Пьеса начинается с того, что Егор Дмитрич Глумов, небогатый молодой человек, решает, что писать эпиграммы и злить сильных мира сего – глупо. Нужно воспользоваться их слабостями и занять с их помощью достойное положение. Глумов восхищается, играет, унижается, выполняет мелкие просьбы, подкупает, и, чтобы хоть как-то сохранить себя, выплескивает накопившуюся злобу в дневник. Этот дневник и станет тем, что, казалось бы, должно привести его к гибели. Когда всё вскрывается – до глубины души оскорблены все. И вот тут гениальный Островский и делает самый поразительный сюжетный поворот – причём поворот этот психологически достоверный и правдивый. Мы ждём, что обиженные благодетели уничтожат наглеца, но нет. Всё как в жизни. Они даже испытывают некоторое уважение перед его хитростью, понимают, что он в общем-то, необходимый им удобный человек. И после воспитательного «отстранения» от себя, его примут снова, простят. Мир останется прежним. Людям всегда нужны лжецы и льстецы, и на самом деле не важно, что о тебе думает Глумов, если он свои обязанности выполняет.

Очень интересно то, что если раньше пьеса прочитывалась как сатира на высшее общество, на генералов и крупных чиновников, то теперь это замечательно ложится на современную корпоративную культуру и играет новыми красками.  

Ставить комедию – дело очень сложное: если переборщить с гротеском, то на выходе можно получить нереалистичное кривляние. Зритель перестаёт верить происходящему на сцене и уходит. Если же не дотянуть до нужного градуса, то зрителю начнёт «фонить» странным сарказмом, и воспринять происходящее станет сложно. Комедия и от актера требует особого мастерства – важно оправдать комического персонажа, показать его глубину и определённый внутренний конфликт. В этой постановке актёры в целом справились хорошо. Немного резкое начало, которое, несомненно, выровняется с количеством прогонов, сразу погружает зрителя в происходящее, и дальше актёры играют гладко и слаженно.

Альберт Хасиев, исполняющий роль Глумова, был в самом центре действия. Он играл  эмоционально и энергично, а потому создавалось важное для пьесы ощущение того, как делец расшевеливает болото. И это, несомненно, актёрская удача – Глумов вызывал симпатию и заставлял себе сопереживать.

Нельзя не отметить и нетипичную трактовку Крутицкого, которого обычно играют как старого генерала с ленцой, а тут он довольно деятельный и опасный человек. Очень органичен и остроумен был циничный Городулин Александра Багрянцева – один из самых ярких персонажей спектакля. Алексей Анненков блистал в роли Мамаева, которого обычно делают суше и жёстче, в сторону Фамусова, а тут он смягчился и приобрёл черты глуповатого, но очень доброго родственника. Женские образы тоже вышли очень удачными. Ханжа Турусина, её глупая и алчная племянница, роковая госпожа Мамаева.

В спектакле довольно сложная сценография. При минимуме костюмов и декораций, мизансцены выстроены так грамотно, что сцена всегда выглядит заполненной и возникает эффект достоверности происходящего. Единственное, в спектакле очень много юмора, основанного на сложной пластике: шутки с переходами, с полутанцевальными па, а актёры ещё не чувствуют себя в этом органично – это в принципе непросто и обычно только профессиональные актёры оперетты справляются с такими вещами легко. Заметно, что постановка крепкая, и всё недочеты и шероховатости, возникающие у актёров – это побочные эффекты вхождения в спектакль. Уже через несколько показов всё это уйдёт окончательно. 

Зрители выходили из зала очень довольные и с интересом рассматривали афишу. Особенно спектакль понравился мужчинам из разряда тех, кто театр не любит, но считает себя обязанным вывести в свет жену или маму. Угодить таким зрителям крайне сложно – на спектаклях им откровенно скучно, они спят или играют в телефон, а тут они смотрели, и после просмотра делились впечатлениями, посмеивались и собирались прийти ещё.

Другие события