Уважаемые зрители!
Обращаем Ваше внимание, что у театра работают 
две сцены. 
ОСНОВНАЯ СЦЕНА: 
м. Университет, Ломоносовский проспект,17.
--------------------------------
МАЛАЯ СЦЕНА(ФИЛИАЛ):
м.Спортивная, ул.Кооперативная 4, стр.15.

Касса театра работает:

Ежедневно

12.00-19.30  
Суббота, 
Воскресенье
11.00-19.30



НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА
Оценка услуг

СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕДИТЕЛЕ

 



 





Спектакль “Театр времен Нерона и Сенеки” (пьеса Э.Радзинского)

Спектакль “Театр времен Нерона и Сенеки” (пьеса Э.Радзинского)

Московский драматический театр под руководством А.Б.Джигарханяна

Режиссер Дмитрий Исаичев





   Спектакль «Театр времен Нерона и Сенеки» по пьесе Э.Радзинского в Московском драматическом театре под руководством А.Б.Джигарханяна поставил молодой режиссер Дмитрий Исаичев. Сенеку играет Армен Борисович Джигарханян, а Нерона молодой актер театра Семен Штейнберг.
   Занавес из сетки открывает цирковую арену, окруженную бархатным манежем. В центре с бичом в руке появляется Нерон (Штейнберг). Накидка алого цвета и толстые кожаные шорты – образ, выразительно поданный режиссером.  Брутально,  вызывающе, демонстративно. С первых минут спектакля становится ясно – в стремительном ритме этого хлесткого и бескомпромиссного сценического действа никаких заигрываний со зрителем нет и не может быть. Золотые квадраты и полукольца, опоясывающие манеж по кругу, фигурки языческих римских богов, безмолвно глядящих сверху на происходящее – неотъемлемый канонический атрибут римской дворцовой эстетики. Но боги –  давно в тени, древний антиквар, покрытый пылью. Речь Нерона – развязна и нахальна. Сутуловатая спина, хаотичные и плохо контролируемые движения рук, нездоровый блеск в расконцентрированном взгляде, вульгарно пренебрежительная поза, выпячивающая нижнюю часть живота, нервные подергивания почти обнаженного, изнеженно безвольного тела – удивительно точный язык внешнего облика, характеризующий своего обладателя. Психический и нравственный деградант. Каждый штрих - речь, жесты, мимика, манера говорить раскрывает натуру и характер воплощаемого образа. Внезапный присвист – удар плетью. Опасная игрушка в руках земного властителя. Садистско - мазохистские звериные импульсы неконтролируемо прорываются и подчиняют демонической воле своего раба. Актер, талантливо и многогранно раскрывая природу физического облика и поведения, глубоко раскрыл и идею образа.  
   Сгущая типические краски, на арену выходит Сенека в одежде аскета. Две туники, тога, шерстяной нагрудник, обмотки на бедра и голени. Философ изнурен долгой дорогой… долгой дорогой жизни. Их встреча – непримиримое столкновение и в одночасье роковое притяжение двух противоположностей.
   “Зачем ты позвал меня в Рим, великий Цезарь?» - словно молния, рассекающая круговую пляску смерти, звучит вопрос Сенеки. На миг все замирает… Актеры, пристально глядя друг другу в глаза, выдерживают долгую паузу. Сцена, решающая все дальнейшее движение ключевой темы спектакля. “Не выдержал, спросил” – с самодовольной ухмылкой произносит Нерон. Да, все боятся смерти и Сенека не исключение. Но стоическое спокойствие и внутреннее достоинство отражаются на суровом и невозмутимом лице философа. Ведь: «Эпическое спокойствие не исключает трагического переживания» (Вс. Мейерхольд).
   Время от времени, наблюдая за происходящим, глаза философа туманятся в глубоком раздумье и бесконечной печали, и он, погружаясь в бездны своих мыслей, самоотрешается. Он словно присутствует в двух мирах одновременно – физически вовне, а духовно глубоко в своем мире. Подошел  конец не только его жизненному пути, но и его жизненному кредо, квинтэссенцией которого всегда была его философия, которую он искренне и самоотверженно пытался вложить в своего ученика, надеясь воспитать в нем достойного правителя и нравственно устойчивого человека. Но результат его усилий – совершенно противоположный.
А ведь «По плодам судят о дереве…».  Душевный разлад учителя с самим собой достигает масштаба философской трагедии, его боль непостижима.
   Первое действие философ практически молчит и безмолвно наблюдает, раскрывая внутреннюю жизнь образа через подтекст, через психологически насыщенные паузы. Во втором – читая свои письма, подводит итог. Актер служит камертоном, по которому настраиваются его партнеры. Нерон (С.Штейнберг), заряжаясь его энергетикой и магнетизмом, существует остро, вызывающе, откровенно.
   Этот спектакль выходит далеко за рамки своего заявленного жанра - трагифарса, поскольку личная драма Сенеки, происходящая  в его душе, поднимается до подлинно эпических вершин трагедии.
   Органичным выразителем трагифарсовости, комедии на грани безумия, становится звучащая тревожно нервными аккордами музыка (одна из тем «Картинок с выставки» М.Мусоргского) в характерной пантомимической мизансцене. С возгласом: «Я земной бог» и водрузивший на голову
лавровый венок, стоит посреди сцены Нерон (Штейнберг) с поднятой рукой в приветствии самому себе, слева и справа в точно таких же позах замерли Сенека (А.Б.Джигарханян) и «бывший» сенатор Антоний Флав (Алексей Анненков), «превращенный» Нероном в лошадь. Комедиант, предлагающий себя на выставке. Точное попадание. (Музыкальное решение спектакля принадлежит Виталине Цымбалюк-Романовской). Серьезное выражение на лице Нерона, каменно застывшая фигура, требование повышенного внимания и уважения к своей персоне -  сцена, решенная в красках остросатирического гротеска,  поразительно смело высвечивает также и остросоциальный подтекст.
   Короткие зарисовки из повседневной жизни Нерона и его свиты – пластически выразительные мизансцены (автор постановщик – Игорь Пиворович).  Каждый поворот тела и каждый изгиб учтены с предельным вниманием и строгостью, создавая  гармоничную, художественно сценическую образность. Музыка звуков и музыка пластических движений – выразители мира человеческих страстей и чувств, слагаемые единого и цельного сценического действия.
   Несомненно, этот умный, глубокий философский спектакль о государстве во все времена. Он словно испытывает современного зрителя на готовность к серьезному спектаклю.
    Центральная внутренняя тема, неразрешимая, словно оголенный нерв, остается открытой. Сенека – Джигарханян в тысячный раз, задавая  вопрос самому себе, обращается ко всем поколениям в любую эпоху и к каждому зрителю, присутствующему в зале. “Как же так получилось, что величайший моралист воспитал величайшего  убийцу?”, одно из самых низких, подлых и кровавых существ в истории человечества. А может и правду говорит древняя мудрость, что  “У великого человека всегда есть великая тень?”
  
   И нам, земному человечеству, никогда не постичь неведомые мотивы вселенского замысла, великие тайны природы и мироздания, противоречащие нашей логике и выходящие за рамки нашего ограниченного сознания?  И сколько бы ни пытался проникнуть человеческий рассудок в извечную диалектику бытия, соединяющую несоединимое, сталкивающую непостижимым образом взаимоисключающее,  и поддерживающее тем самым баланс - ему это никогда не удастся.
   Пророчески звучат финальные слова старика Диогена, обращенные к Нерону:
“Меня все время распинают, брат. Оттого меня так веселит твоя вера, что ты делаешь это первым”. Великие слова выдающегося драматурга современности. Актуальное и живое. Несгорающий крест всех философов, мыслителей, художников и поэтов во все времена человеческой истории.
  Финал спектакля венчают мистические звуки мефистофелевской скрипки неистового Паганини. “Актеры Hерон и Сенека отыграли роли…  хорошо ли они сыграли Комедию своей жизни?”  


Елена КРУТОВА

Версия для слабовидящих




Заказ и оформление доставки билетов
+7(495)930-70-49

День кино

КУПИТЬ БИЛЕТ


       Иван да Марья

КУПИТЬ БИЛЕТ

Мы в социальных сетях





Вакансии






Театральная Афиша - репертуар театров, заказ билетов




Благотворительный фонд
Алины Кабаевой